Главная страница » Блог » Построение диаграммы SIPOC

Построение диаграммы SIPOC

Диаграмма SIPOC

Диаграмма SIPOC представляет собой высокоуровневое представление процесса. Диаграмма позволяет определить и компактно отобразить самое главное: поставщиков, входы, процессы, продукты и клиентов процесса. Именно эти составляющие являются основными, с точки зрения определения границ процесса.


Диаграмма SIPOC играет важную роль в определении и улучшении процесса. Перед тем, как приступить к детальному описанию процесса, необходимо определить его границы и диаграмма SIPOC как нельзя лучше подходит для этих целей. Этот инструмент позволяет аналитику, владельцу процесса и заинтересованным сторонам прийти к консенсусу по границам и смыслу процесса. Кроме того, это лучший способ представить общий обзор процесса людям, незнакомым с ним до этого.

Сценарии использования диаграммы SIPOC

Я бы назвал 3 сценария, при которых диаграмма является наиболее полезной:

  1. При определении границ процесса, который создается (проектируется) с нуля.
  2. При определении объема проекта по описанию или изменению процесса.
  3. При начале работ по описанию процесса. Довольно сложно описать процесс, когда нет четко определенных границ. Собственно, именно с определения границ и начинается описание процесса. SIPOC идеально подходит для этих целей.

Справедливости ради стоит отметить, что вместо диаграммы можно использовать простую таблицу. В нашей практике реестр бизнес процессов имеет даже чуть больше параметров и больше функциональности, чем диаграмма SIPOC. Но для начала достаточно и этого.

Реестр бизнес-процессов
Подготовив диаграмму SIPOC, вы сможете сразу определить, на кого ваш проект повлияет, какие результаты и для кого формируют ценность, а какие — если таковые имеются — ее не создают. Какие шаги являются избыточными, а где есть вопросы к поставщикам входов процесса.

Общие правила построения диаграммы SIPOC

  • Самое важное правило — карта должна быть максимально простой и понятной. Форма таблицы весьма удобна и понятна всем.
  • Не пытайтесь все сделать самостоятельно. Лучше всего, когда в подготовке диаграммы участвуют не только владельцы процессов, но и поставщики входов и потребители продуктов. Таким образом вы сможете учесть все точки зрения.
  • Здорово, если можно организовать нечто вроде мозгового штурма, в вышеупомянутом составе.
  • Клиенты получают или используют результаты процесса. Клиенты процесса — не только покупатели продукта или услуги, но также получатели или пользователи результатов, получаемых на каждом этапе процесса. Они рассматриваются как заинтересованные стороны, получатели продуктов процесса. Клиенты
  • Входы — то, что процесс перерабатывает в продукт. Входы поставляют поставщики процесса. Поставщики также являются заинтересованными сторонами. При этом важно понимать, поставщики, это не обязательно внешние поставщики. В большей части процессов компании и клиенты, и поставщики являются внутренними.
  • Выходы представляют собой результаты других процессов и могут использоваться в качестве основы обсуждения с клиентами для определения их требований; у каждой продукции должен быть заказчик. Да, да. Речь о том, что вы, как владелец рассматриваемого процесса, являетесь клиентом для поставщика. Соответственно именно вы задаете требования входам — результатам других процессов.
  • В диаграмме SIPOC можно разбивать большие процессы на подпроцессы. Фактически, они будут являться этапами рассматриваемого процесса. В этом случае, кстати, станет очень просто проверить согласованность этапов на уровне входов и продуктов.
  • В диаграмме не стоит рассматривать ресурсы, бизнес-правила и документ, если они не являются входом или продуктом. Диаграмма должна быть простой, потому как решает лишь одну задачу: определить основные границы и взаимосвязь процесса. Для других целей следует использовать другие инструменты.

Подход к построению диаграммы SIPOC

  • Определите и соберите представителей заинтересованных сторон, участников процесса и организуйте обсуждение.
  • Лучше всего на доске, сделайте набросок таблицы, обозначив соответствующие столбцы: Поставщики, Входы, Процесс, Продукты, Клиенты.
  • Заполните столбец Процесс, перечислив цепочку процессов или этапов процесса.
  • Определите и запишите продукты каждого процесса или этапа.
  • Запишите всех клиентов, которые используют тот, или иной продукт процесса.
  • Далее можно заполнить столбец с входами. Напомню: входы, это то что необходимо процессу для производства продукта. Это «сырье» из которого процесс производит основной продукт.
  • После этого можно завершить диаграмму, определив и заполнив все поставщиков, соответствующих входов.

Диаграмма завершена.
Этот простой инструмент позволяет заинтересованным сторонам договориться о едином понимании границ процесса, установить роли поставщиков и клиентов и двинуться дальше, в детальное описание процесса.

Последнее что необходимо отметить, диаграмма воплощает в себе ключевые принципы управления бизнес-процессами.

by Roman Zaytsev

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.