Главная страница » Блог » Управление рисками организации. Часть 3

Управление рисками организации. Часть 3

Управление рисками предприятия

В предыдущих частях статьи (часть 1 и часть 2) мы рассказывали о том, что такое управление рисками предприятия. В заключительной, третьей части, приведем пример реализации подходов к управлению рисками, в реальной жизни.

Чтобы проиллюстрировать управление рисками предприятия, приведу адаптированный пример из книги Д.Дж. Хэмптона «Основы управления рисками организации».

В данном примере рассматриваются четыре проявления риска, выявленных в погоне за возможностью, связанной с экспортом груза замороженных цыплят из Вирджинии и Северной Каролины в Санкт-Петербург, Россия. В качестве логистического канала были выбраны морские грузоперевозки.

Компания планировала погрузить несколько 60-80-фунтовых ящиков на поддоны для океанской транспортировки. За исключением того, что в порту Санкт-Петербурга не было береговой холодильной установки, позволяющей быстро разгрузить дорогостоящее рефрижераторное судно.

Риск экспроприации

В порту Санкт-Петербурга не было береговой холодильной установки, которая позволила бы быстро разгрузить судно. А задержка в доке привела бы к значительным финансовым потерям, связанным с процессом разгрузки и сборами за задержку операций.

Одним из очевидных решений, стало предложение строительства собственного склада, оборудованного холодильными установками.

Риск менеджер обратился к истории и обнаружил прецедент, связанный с экспроприацией правительством РФ, европейского отеля, который использовал счет в иностранном банке, для обработки валютных операций и ухода от налогов на территории РФ.

Несмотря на то, что склад можно застраховать и получить возмещение в случае экспроприации, риск менеджер счел значимость риска выше ожидаемых выгод. Ведь компания планировала осуществлять валютные операции через не российский банк. (Дело происходило в начале 90-х)

Управление рисками предприятия требует всестороннего рассмотрения. Поэтому компания приняла решение найти и использовать сильного российского партнера, который обладал бы достаточными, в том числе административными, ресурсами. В таком случае, право собственности на продукцию переходит партнеру на этапе разгрузки и все дальнейшие операции выполнялись бы от лица партнера.

Вывод: изучайте историю и варианты работы с риском. Очевидный подход, далеко не всегда является лучшим ответом на риск.

Кредитный риск

Пока все шло хорошо. У компании был сильный российский партнер. Но необходимо было рассмотреть новый риск — риск возникновения дебиторской задолженности, он же «кредитный риск».

Как американская компания могла убедиться, что российский партнер заплатил своевременно? Просить авансовый платеж было нереально, равно как и получать аккредитив, гарантирующий будущий платеж.

Как выяснилось, российский партнер смог оплатить первый груз только через 30 дней, после его получения. Для решения этой проблемы была достигнута договоренность о том, что российский партнер заплатит за один груз до того, как получит следующий.

Это уменьшало подверженность кредитному риску, поскольку поток прибыли от серии грузовых перевозок был значительно больше, чем неплатеж по одной поставке.

Если российский партнер не заплатит до 45-го дня после получения груза, судно, перевозящее следующий груз, будет перенаправлено из России в североевропейский порт.

Вывод: предоставьте другим сторонам стимулы, чтобы помочь вашей организации снизить риск.

Риск физической безопасности

После того как российский партнер принял курицу в Санкт-Петербурге, груз был перевезен по железной дороге в Москву, Екатеринбург и далее, в закрытых холодильных контейнерах, загруженных на железнодорожные платформы.

При пятой транспортировке один из контейнеров был обнаружен пустым, когда он прибыл в Москву из Санкт-Петербурга. Груз был украден.

В этот момент партнер столкнулся с угрозой физической безопасности.

Были определены две жизнеспособные стратегии:

  1. Покупка страховки
  2. Размещение контейнеров от двери до двери контейнера таким образом, чтобы двери не могли быть открыты, если замки были сломаны.

Первая стратегия была быстро отвергнута. Кто будет страховать груз с уже существующей высокой вероятностью потери? Премии будут непомерно высокими.

Была выбрана вторая стратегия.

На какое-то время это подействовало, но на этом история не закончилась. Через несколько поездок прибыл еще один пустой контейнер.

Поняв, что у кого-то на запасном пути стоял кран, когда поезд остановился посреди ночи, российский партнер задумался, что еще можно попробовать.

Наконец, проблема была решена путем сопровождения поезда вооруженной охраной, размещенной в специальном вагоне поезда. Всякий раз, когда поезд останавливался, охранники выходили, чтобы защитить контейнеры.

Вывод: иногда, управление рисками предприятия требует придерживаться стратегии, подстраивая и доводя решение до тех пор, пока проблема не будет решена. Не все будет работать "из коробки".

Потенциал риска

В то время как ситуация с безопасностью на Российских железных дорогах значительно улучшилась с 1990-х годов, эта история указывает на потенциал риска.

После того как груз был защищен вооруженной охраной, российский партнер получил возможность предложить страховые услуги третьим лицам для защиты своих грузов.

Потери, понесенные от управления риском с помощью платной вооруженной охраны, в этом случае будут компенсированы уверенностью в том, что поезд не понесет потерь, и дополнительным доходом от предлагаемых страховых услуг.

Вывод: управление рисками предприятия не заканчивается снижением риска – всегда ищите потенциал!

Управление рисками предприятия и автоматизация

Внедрение системы управления рисками предприяти — проект. Проект, который будет реализован один раз. Но вот обслуживание и улучшение системы, это целый комплекс процессов, многие из которых связаны с ручным выполнением.

Такие задачи могут быть весьма длительными и сложными. И их придется выполнять постоянно. Например, анализ и пересмотр контекстов рисков.

Также важно понимать — ручное выполнение операций всегда несет в себе риски, связанные с пресловутым «человеческим фактором». Проще говоря — все люди ошибаются. При этом, есть часть работы, которую крайне сложно автоматизировать. К примеру, тот же анализ контекстов рисков.

Лучшим решением является автоматизация рутинных операций и процессов, связанных с системным сбором данных. Иначе говоря — создавайте цифровые анкеты / чек листы / таблицы, встраивайте и встраивайте их в бизнес-процессы. Это позволит обеспечить простую, но системную поставку данных для системы управления рисками предприятия.

Более серьезные подходы к автоматизации системы управления рисками требуют отдельного рассмотрения.

by Andrew Zaytsev

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.