Апрель 2020: Факты

Апрель 2020: Факты

Мы собрали факты, которые уже известны сегодня, для того чтобы можно было сформировать общее представление об экономической ситуации и понять, какие ожидания формируются. Ссылки на источники прилагаются. 
Апрель 2020: Факты

Кризис никогда не существует на одном уровне

Любая кризисная ситуация имеет, как минимум, два уровня: фактические события и ожидания. Фактическое событие всегда вызывает одну реакцию - устранение последствий. Иногда, фактическое событие может вызвать целую цепочку реакций, решений и действий, которые будут направлены на предотвращение наступления такого события в будущем. Реакции на свершившееся, не обязательно происходят незамедлительно. Иногда требуется определенное время. В принципе, работа с фактическими событиями, относительно, проста. Я не говорю о простоте реализации. Но о простоте, с точки зрения неопределенности. Событие уже произошло. Теперь нужно разгребать то, что случилось. Но как только мы начинаем рассматривать кризис на уровне ожиданий, он усложняется в безумной прогрессии.

Кризисные ожидания - это неопределенность. Ожидания связаны не с тем, как ситуация есть на самом деле, но с тем, как ее воспринимают. Уровень ожиданий связан с восприятием людей. С их чувствами, страхами, надеждами, стремлениями, жадностью. Ожидания порождают решения, а решения - действия. Кризисные ожидания порождают фактические события. И такие события могут быть намного масштабнее, сложнее и дороже. Такие события могут быть неуправляемыми. События, порожденные ожиданиями, могут быть страшнее самих кризисных событий.

Ожидания вносят неопределенность в кризис, а значит, делают работу с ним крайне сложной.

Ввести режим изолляции - реакция на фактическое событие. Панически скупать гречку в магазинах - результат ожиданий.

Будет неверно говорить о том, что кризис 2020, это исключительно результат пандемии короновируса и связанных с ним последствий. Текущий кризис, это больше совокупность событий, порожденных ожиданиями, чем фактическими проблемами. Но, как я говорил выше, такие события могут принимать совсем иной оборот.

В марте текущего года, правительства всех стран, и России в том числе, ввели ограничения на деятельность ряда организаций и перемещение граждан. Был введен режим самоизоляции.

Нехилый удар

Свою работу прекратили предприятия общественного питания, магазины непродовольственных товаров, кинотеатры, музеи, выставки, галлереи, зоопарки, развлекательные центры, образовательные учреждения, спортивные залы, бассейны, стоматологические клиники, гостиницы, организации, оказывающие бытовые услуги. Приостановлено строительство объектов, которые не относятся к жизненно важным. Отменены все концерты, спортивные соревнования, массовые праздники и прочие мероприятия, где собирается куча людей. Введено ограничение на пассажирские перевозки.

Наибольший удар пришелся на компании в сфере туризма, общественного питания и развлечений. Такие организации попросту не могут сейчас работать и, как следствие, получать выручку. Подавляющее большинство компаний не имеет резервов для того, чтобы обеспечивать постоянные издержки на протяжении 1-2 месяцев. Не говоря уже об более длительных сроках.

В относительно выигрышной ситуации оказались предприятия общественного питания, ориентированные на производство и доставку, а не обслуживание. Эксперты отмечают, что в начале года, порядка 60% предприятий общепита уже работали с доставкой еды. Тем не менее, спрос на продукцию упал на 50% и более.

Торговля непродовольственными товарами ушла в онлайн. Операторы сотовой связи планируют закрыть 10-15% своих магазинов.

Существенно снизился объем пассажирских и грузовых перевозок. Индекс экономической активности, который рассчитывается из объемов потребления электроэнергии, перевозки грузов, погрузок на железнодорожном транспорте, обороте предприятий торговли и услуг, экспорте и импорте товаров, сократился на треть.

Ответная реакция

29% микропредприятий и 11% средних и крупных компаний смогли перевести сотрудников в режим удаленной работы. Правда, сотрудники оказались не готовы к такому повороту, что сказалось на эффективности работы. 82% компаний, перешедших на удаленную работу, отметили снижение эффективности работы сотрудников.

Изменение формата работы привело к тому, что спрос на сервисы для организации удаленной работы вырос на 44%, а классических ИТ сервисов на 20-30%. В то же время, увеличилось количество хакерских атак на 65%, а кибер мошенничество выросло на 78%.

34% компаний отправило сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а 18% провело сокращение. По большей части, это справедливо для предприятий малого и среднего бизнеса, в наиболее пострадавших сферах.

Спрос на частные услуги в оффлайн сферах упал на 30%, что, в совокупности с предыдущим фактором, привело к снижению доходов граждан.

По результатам одного из опросов, 23,8% констатируют падение доходов более, чем на 50%. 14,8% отмечают снижение доходов менее, чем на 50%.

Безусловно, на снижение доходов оказало влияние изменение заработных плат и снижение стоимости услуг. Не стоит забывать и о «черной и серой» оплате труда. 21,3% сотрудников не имеют официального трудоустройства, чем, конечно, воспользовались работодатели в текущей ситуации.

Несмотря на то, что официальных данных по снижению заработных плат нет, можно выдвинуть такое предположение, основываясь на разрешении на 20% снизить зарплату сотрудников в ИТ индустрии, или отправить их в вынужденный отпуск с сохранением 50% оклада. Эта отрасль давно отличается устойчивым ростом заработных плат и спросом на специалистов, поэтому может служить хорошим индикатором.

Стоимость услуг частных специалистов также изменилась. Услуги юристов снизились на 50%, а репетиторов на 20%.

Кризисные ожидания

Падение уровня доходов, вкупе с интенсивным информационным потоком привели к формированию устойчивых инфляционных и кризисных ожиданий. Которые, в свою очередь, оказали влияние на покупательское поведение.

По результатам апрельского исследования BCG и Romir, 84% респондентов считает, что экономическая ситуация еще ухудшится, или, в лучшем случае, не улучшится в ближайшие 6-12 месяцев.

75% ожидают рецессии. 65% ощущают свою финансовую незащищенность или испытывает финансовые трудности. При этом 41% ожидают повышения цен во многих категориях товаров и услуг. Эти данные говорят о том, что инфляционные и кризисные ожидания уже сформированы, и поведение будет выстраиваться соответственно.

В среднем, расходы на покупки сократились на 15%, практически во всех (90%) категориях розничных товаров. Правда до этого, 25% россиян покупали продукты впрок и 26% из них полностью или частично потратили на это свои накопления. Типовое поведение, основанное на кризисных ожиданиях, а не фактах.

Панический спрос на крупы и продукты длительного хранения заставил производителей нарастить темпы производства: гречка +25%, рис +24%, сухие корма для животных +15%, мороженные и мясные консервы +11%, сухие супы и замороженные овощи +10%, перловка, детское питание, макароны +7%, растительное масло +6%. Возросший спрос на лекарственные препараты привел к увеличению производства фармацевтических субстанций на 64,1% и медицинского электронного оборудования на 49%

Кризисная ситуация и заявление президента о введении налога на доходы с вкладов привели к оттоку банковских вкладов на 1,6%. А слухи об ограничении использования наличных средств заставили многих, что называется, «уйти в кэш» - к середине апреля, объем наличности в обороте увеличился на 10%

Обязательства никто не отменял

Ожидания оказали разнонаправленное влияние на отношение к обязательствам. 45% розничных кредитов были закрыты раньше срока, а заемщики микрокредитования стараются возвращать меньшими суммами, но чаще, чтобы уменьшить обязательства в кризисный период.

Число онлайн заявок на микрокредиты выросло на четверть, а уровень одобрения упал в два раза. Последнее связано с желанием кредитных организаций снизить риски. В два раза упала сумма микро займов - с 13 до 6,5 тыс.руб. Микрокредитные организации отмечают ухудшение платежной дисциплины по заемщикам, которые брали кредиты в январе и феврале.

На 30% снизилась собираемость платежей со стороны физических лиц в области ЖКХ, а со стороны бюджетных учреждений на 40-50%. В обоих случаях это связано с желанием оставить средства на оплату более «насущных» нужд. Ведь об отсутствии накоплений заявляет две трети россиян.

Предприниматели малого и среднего бизнеса сократили объем платежей за аренду на 56%. Количество плательщиков уменьшилось на 39%. А платежи за аренду оборудования, транспорта и лизинг упали на 49%. Количество плательщиков по данным статьям упало на 36%

Одновременно, объем корпоративного кредитования, только в апреле, увеличился на 1 трлн. руб., что эквивалентно полугодовому объему в 2019 году.

Образ жизни

По данным исследования BCG и Romir 75% россиян отметили, что образ жизни, в текущей ситуации, существенно изменился. В первую очередь это связано с режимом самоизоляции, падением доходов и страхом заражения.

Респонденты считают, что наибольший риск заражения связан с путешествиями, а наименьший с покупками онлайн. Полный список, в порядке убывания риска: путешествия, посещение развлекательных заведений и ресторанов, поездки в такси, походы в гости, походы в магазины у дома, заказ услуг на дом, покупки через интернет. 40% не хотят посещать больницы из-за риска заражения, а 43% готовы консультироваться с врачами в режиме онлайн.

Благодаря самоизоляции появилось много свободного времени, которое люди стали тратить по трем направлениям: онлайн заработок, образование и развлечения.

К примеру, только в сервисе You.do, прирост количества исполнителей составил 58%. Наиболее популярные категории исполнителей: курьерский услуги +73%, ремонт цифровой техники +69%, компьютерная помощь +61%, web разработка +58%, виртуальный помощник +57%, репетиторы и обучение +51%.

Естественно, вырос спрос на дистанционные услуги. Только в марте, прирост составил 20% относительно февраля. Спрос на онлайн репетиторов и преподавателей вырос на 40%

35% увеличили затраты на видеоплатформы, что подтверждают сами компании. К примеру, Netflix отмечает 10,5% прирост количества подписчиков.

Операторы связи отмечают рост голосового трафика на 15%, трафика мобильного интернета на 10-12%, а домашнего интернета на 30-40%

Таковы результаты прошедших 1,5 месяцев. Уже понятен ряд сформировавшихся и формирующихся ожиданий, но мы, пока что, воздержимся от их обзора.

Важнее всего понять следующее - мир изменился. Снова. Кризис не пройдет быстро. Сейчас, как никогда, будущее зависит от того, что мы делаем каждый день.

Статьи по теме
Системные ошибки, которые вошли в историю

Обычно ошибки, которые совершают сотрудники, не выходят за пределы компании. Но иногда последствия наносят масштабный характер. В некоторых случаях они даже могут изменить привычный мир. Мы подгот...

Читать
Чем вы отличаетесь?

«Чем вы отличаетесь? Чем ваша компания лучше других?» Я столько раз отвечал на эти вопросы, что потребность в ребрендинге сформировалась органично и ясно. Теперь наше имя отражает самую суть и клю...

Читать
Весна 2022

Тектонические плиты планеты Земля пришли в движение. Все. Одновременно. В местах столкновения образовались горы. Разломы на поверхности земли поглощают целые мегаполисы. В короткий промежуток времени ...

Читать
Важные книги по бизнес-процессам в кратком изложении

Важные книги по бизнес-процессам, которые можно прочитать за несколько часов. Если у вас нет времени на полноценное чтение книг, которые должен знать каждый уважающий себя специалист по бизнес-процесс...

Читать
Письмо сотрудникам. Часть 3

Что такое управление? Мы с вами, конечно же, знаем, что в область управления входит планирование, организация, контроль, улучшение и мотивация. Но как это применимо к управлению задачами?

Читать
Письмо сотрудникам. Часть 2

Продолжение серии писем нашим сотрудникам. В этот раз рассказываю о планировании задач, декомпозиции, взаимосвязях, контекстах и плане на день.

Читать
Письмо сотрудникам. Часть 1

Недавно я затеял серию писем для наших сотрудников, посвященную личной эффективности. Это сборник советов и рекомендаций, которые я сам ежедневно практикую. Так что это сугубо практические советы. Сбо...

Читать
Личная эффективность и процессный подход

На днях я побывал в качестве гостя на радио МедиаМетрикс. С ведущим Евгением Кустовым беседовали о том, как принципы управления бизнес процессами можно применять для повышения личной эффективности. А ...

Читать
Дивный новый мир

Это не кризис. Как сказал Михаил Слободин, это новая реальность. Добро пожаловать в дивный новый мир! Если раньше нас мягко подталкивали к верным, эффективным решениям и поступкам, то сейчас жестко вс...

Читать
Комментарии
Комментировать

Данный сайт использует cookie-файлы, а также собирает данные об IP-адресе и местоположении с целью предоставления наиболее корректной информации по Вашему запросу. Продолжая использовать данный ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.