Главная страница » Блог » Что такое управление бизнес процессами

Что такое управление бизнес процессами

Этапы управления бизнес процессами
Этапы управления бизнес процессами

Так что же такое “управление бизнес процессами”?  С тем, что такое процесс и конкретно бизнес процесс, мы разобрались. Но не совсем понятно, в чем заключается управление. По сути, управление бизнес процессами – это метод, который позволяет понять взаимоотношения процессов в компании и, что крайне важно, людей. А само управление заключается в выполнении 3 блоков работ – установка границ или выделение бизнес процессов, создание и улучшение.

Управление бизнес процессами – этапы

  1. Разграничение. Основной задачей первого этапа является определение поля деятельности. Да, вы знаете все процессы своей компании. Но можете ли вы точно установить их границы? Где заканчивается один процесс и начинается другой? Ответить на эти вопросы очень важно, ведь в противном случае вы просто запутаетесь в текущих функциях и работах. Также надо четко понимать, кто несет ответственность за тот или иной процесс, для этого определяются владельцы бизнес процессов. Дело в том, что процессный подход отличается от функционального. Функции того или иного отдела будут представлены в виде процессов. И, как раз в зависимости от того, как будут определены границы процессов, функции могут не совпадать с процессами. А значит, зона ответственности руководителя отдела, к примеру, может существенно измениться. Кроме того, на данном этапе мы договариваемся о правилах «игры». Определяем, как и в каком составе будем дальше работать над процессами.
  2. Создание бизнес процессов. Самый продолжительный и сложный этап. Для начала необходимо научить всех, кто участвует в процессе создания, правилам и нотациям описания процессов. Затем бизнес процессы необходимо описать. Достаточно подробно. “Достаточно” означает такую детализацию, чтобы можно было оптимизировать процессы на уровне операций. Следующим шагом станет измерение показателей процессов, что также необходимо для оптимизации и внедрения. И наконец, внедрение процессов. На  этапе создания бизнес процессов под внедрением понимается приведение того, что происходит в компании в реалии к тому, что написано на бумаге. Это своеобразная фиксация, которая позволит нам в дальнейшем успешно улучшать процессы. Важно понимать, что сейчас еще рано заниматься полномасштабным улучшением процессов. Главное – подготовить платформу для улучшений.
  3. Улучшение процессов. А вот тут начинается самое интересное. Для начала необходимо подготовить команду, которая будет заниматься улучшением. Далее совместно с командой необходимо искать возможности улучшения процессов. Все это оформляется в виде проекта, управляет которым человек, не только способный делать это, но и имеющий необходимые ресурсы и влияние.  После того, как получены результаты оптимизации нескольких процессов, необходимо внимательно проконтролировать результаты и спустя некоторое время провести аудит бизнес процессов. Цикл улучшения процессов никогда не прекращается. Он происходит постоянно и должен охватывать все процессы компании. Ну по крайней мере, основные.

В зоне ответственности управления бизнес процессами находится:

  1. Определение стратегии и тактики для функций и бизнес процессов.
  2. Определение структуры бизнес процессов, их границ, направления улучшения.
  3. Моделирование бизнес процессов.
  4. Сравнение разных моделей и определение, что будет работать лучше. Или попросту анализ.
  5. Улучшение процессов. Причем не только разработка, но и внедрение.
  6. Контроль всех процессов. Причем необходима возможность контроля в режиме реального времени.
  7. Реинжиниринг бизнес процессов или полная перестройка процессной системы.

Все 7 пунктов позволяют очень тщательно и эффективно подходить не только к процессу моделирования и анализа, но и к процессам внедрения и операционного управления. Залогом эффективности являются реальные данные участников процессов. Проще говоря, нельзя анализировать и оптимизировать процесс без тех, кто его реально исполняет.

В итоге. Управление бизнес процессами – это метод, который позволяет нам определять границы бизнес процессов, создавать их, внедрять и постоянно улучшать.

by Roman Zaytsev

9 comments

  1. Вера says:

    — возможность достижения организационной гибкости компании через привлечение участников процессов к моделированию и перестройке. Процессный аналитик — отвечает за построение, внедрение, мониторинг и оптимизацию бизнес-процессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.