Главная страница » Блог » Что такое управление бизнес процессами

Что такое управление бизнес процессами

Этапы управления бизнес процессами
Этапы управления бизнес процессами

Так что же такое – управление бизнес процессами?  С тем, что такое процесс и конкретно бизнес процесс, мы разобрались. Но не совсем понятно в чем заключается управление. По сути, управление бизнес процессами это метод, который позволяет понять взаимоотношение процессов в компании и, что крайне важно, людей. А само управление заключается в выполнении 3 блоков работ – установка границ или выделение бизнес процессов, создание и улучшение.

Управление бизнес процессами — этапы

  1. Разграничение. Основной задачей первого этапа является определение поля деятельности. Да, вы знаете все процессы своей компании. Но можете ли вы точно установить их границы? Где заканчивается один процесс и начинается другой? Ответить на эти вопросы очень важно, ведь в противном случае вы просто запутаетесь в текущих функциях и работах. Так же надо четко понимать кто несет ответственность за тот или иной процесс, для этого определяются владельцы бизнес процессов. Дело в том, что процессный подход отличается от функционального. Функции того или иного отдела будут представлены в виде процессов. И, как раз в зависимости от того как будут определены границы процессов, функции могут не совпадать с процессами. А значит зона ответственности руководителя отдела, к примеру, может существенно измениться. Кроме того, на данном этапе мы договариваемся о правилах «игры». Определяем как и в каком составе будем дальше работать над процессами.
  2. Создание бизнес процессов. Самый продолжительный и сложный этап. Для начала необходимо научить всех, кто участвует в процессе создания, правилам и нотациям описания процессов. Затем бизнес процессы необходимо описать. Достаточно подробно. Достаточно  — означает такую детализацию чтобы можно было оптимизировать процессы на уровне операций. Следующим шагом станет измерение показателей процессов, что так же необходимо для оптимизации и внедрения. И наконец внедрение процессов. На  этапе создания бизнес процессов, под внедрением понимается приведение того что происходит в компании в реалии, к тому что написано на бумаге. Это своеобразная фиксация, которая позволит нам в дальнейшем успешно улучшать процессы. Важно понимать, что сейчас еще рано заниматься полномасштабным улучшением процессов. Главное – подготовить платформу для улучшений.
  3. Улучшение процессов. А вот тут начинается самое интересное. Для начала необходимо подготовить команду, которая будет заниматься улучшением. Далее, совместно с командой, необходимо искать возможности улучшения процессов. Все это оформляется в виде проекта, управляет которым человек, не только способный делать это но и имеющий необходимые ресурсы и влияние.  После того как получены результаты оптимизации нескольких процессов, необходимо внимательно проконтролировать результаты и, спустя некоторое время, провести аудит бизнес процессов. Цикл улучшения процессов никогда не прекращается. Он происходит постоянно и должен охватывать все процессы компании. Ну по крайней мере основные.

В зоне ответственности управления бизнес процессами находится:

  1. Определение стратегии и тактики для функций и бизнес процессов.
  2. Определение структуры бизнес процессов, их границ направления улучшения.
  3. Моделирование бизнес процессов.
  4. Сравнение разных моделей и определение что будет работать лучше. Или попросту – анализ.
  5. Улучшение процессов. Причем не только разработка но и внедрение.
  6. Контроль всех процессов. Причем необходима возможность контроля в режиме реального времени.
  7. Реинжинирнг бизнес процессов или полная перестройка процессной системы.

Все 7 пунктов позволяют очень тщательно и эффективно подходить не только к процессу моделирования и анализа, но и к процессам внедрения и операционного управления. Залогом эффективности являются реальные данные участников процессов. Проще говоря – нельзя анализировать и оптимизировать процесс без тех кто его реально исполняет.

В итоге. Управление бизнес процессами это метод, который позволяет нам определять границы бизнес процессов, создавать их, внедрять и постоянно улучшать.

by Roman Zaytsev

6 comments

  1. Вера says:

    — возможность достижения организационной гибкости компании через привлечение участников процессов к моделированию и перестройке. Процессный аналитик — отвечает за построение, внедрение, мониторинг и оптимизацию бизнес-процессов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.