Главная страница » Блог » Определение бизнес процесса

Определение бизнес процесса

Определение бизнес процесса, как и любое определение, может различаться. Если в интернете искать понятие Бизнес процесса, то вы скорее всего найдете нечто подобное:

Бизнес-процесс – установленная последовательность действий, требующая определенного входа, достигающая определенного выхода и использующая определенные ресурсы, которая служит для реализации работы или услуги для внутреннего или внешнего клиента.

Сложно. Вычурно. Запутанно. На самом деле все намного проще:

Определение бизнес процесса

Процесс это действия которые выполняются в определенном порядке ради результата.

  • Процесс с чего то начинается и чем то заканчивается. Началом является что то, что заставляет нас действовать. Например чувство голода, 12 ночи, когда пора ложиться спать или желание посмотреть фильм.
  • Результат процесса это то ради чего все эти действия выполнялись. Мы же не просто так затевали процесс подготовки ужина, мы хотели вкусно покушать. Вот и результат.
  • Ну и конечно в процессе используются какие то ресурсы. Чтобы приготовить ужин нам нужны продукты, посуда и разные приборы. Это и есть ресурсы.

Так что процессом мы считаем любую последовательность действий которая с чего то началась и имеет какой то результат в итоге.

Приставка Бизнес, просто делает акцент на то, что результат процесса используется в бизнесе и в бизнес целях. Весь бизнес целиком можно охарактеризовать как один, большой процесс. Как правило, цель бизнеса – зарабатывать деньги. Значит и результатом процесса Бизнес являются деньги. А началом, желание их заработать.

Бизнес процессами необходимо управлять. Цель всего одна – бизнес процесс должен каждый раз выдавать один и тот же результат. Но об этом уже в следующий раз.

by Roman Zaytsev

8 comments

  1. lagan@mail says:

    В интернете вообще много чего написано.
    В ГОСТ ISO 9000-2011 (ISO 9000-2005) в пункте 3.4.1 дано вот такое определение «Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
    Если в определении «Процесс это действия которые выполняются в определенном порядке ради результата.» заменить термин «действия» на «вид деятельности», а под результатами понимать «выходы», то получим примерно тоже самое, что и ГОСТе.
    Хочу отметить, что в разъяснениях к этому определению указано, что «Результат процесса это то ради чего все эти действия выполнялись.» Это несколько не совсем верно… Процесс выполняется ради цели, которая планируется как будущий результат процесса. В общем случае результат фактический может отличаться от цели, ради которой выполняется процесс.
    Мы поставили цель вкусно покушать за ужином, но в результате все закончилось подгорелой яичницей и ужин не удался. Понятно, что что процесс приготовления ужина затевался не ради такого результата.

    К чему я это все… как мы определяем систему описывающую процесс?
    Включать или не включать в любой процесс действия связанные с определением цели, планированием его исполнения и оценкой план\факт результата процесса с дальнейшей коррекцией либо действий в процессе, либо цели?
    Должна ли быть схема любого процесса вот такой:

    (к сожалению картинку не смог вставить 🙂 )

    • Roman Zaytsev says:

      Олег, к сожалению довольно таки тяжело ответить, не имея возможность посмотреть схему. Можно посмотреть картинку по какой нибудь ссылке?

        • Roman Zaytsev says:

          Должны ли процессы выглядеть согласно представленной схеме? Ну учитывая что схема представляет собой по сути цикл Шухарта — Деминга, да должны. Но есть ньанс. Механизмы отвечающие за согласование целей, задач, анализа и корректирующих действий процесса — могут быть как встроены в него так и вынесены отдельно. Как правило это выносится за рамки процесса в отдельные процессы управления. Ответил на вопрос? P.S. Олег, данный блог рускоязычный, просьба писать на русском языке. Кроме того ваши формулировки на английском являются не однозначными.

          • lagan@mail says:

            Итак, «механизмы отвечающие за согласование целей, задач, анализа и корректирующих действий процесса — могут быть как встроены в него так и вынесены отдельно». Отчего это зависит?

            «Как правило это выносится за рамки процесса в отдельные процессы управления.» — чем обусловлено это правило?

            P.S. Хорошо. Мне переделать эту схему на русский язык, чтобы была всем понятна или можно оставить ту, что есть?

            • Михаил says:

              Обусловлено здравым смыслом. Каждому конкретному элементу системы (работнику, отделу и т.п.) требуется постановка задачи и контроль ее выполнения. Если ставить себе задачи заранее определенного рода элемент может (если ему делегирован какой-то сектор ответственности), то позволять ему контролировать собственную деятельность не целесообразно с точки зрения владельца бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.