Главная страница » Блог » Обратное планирование процесса работы

Обратное планирование процесса работы

Планирование в целом, планирование процесса работы и мотивация — вот три вещи, о которых не писал только ленивый. Метод обратного планирования часто используется и пропагандируется в области личной эффективности, но, почему то, часто избегается в корпоративной сфере. А зря.

Как осуществлять обратное планирование процесса работы

Концептуально можно выделить 2 направления планирования — прямое и обратное. Смысл тут именно в направлении.

Прямое планирование, это определение последовательных шагов действий в направлении цели. Т.е. мы начинаем планировать исходя из того, где мы находимся сейчас и что нужно сделать дальше.

Обратное планирование, как подсказывает капитан очевидность, идет в обратном направлении — от цели к текущему состоянию. Этот подход работает намного лучше и вот почему:

  1. Исходя из того, где вы хотите оказаться, определяется то и только то, что нужно сделать для достижения цели.
  2. Последовательно планируя действия от цели, шанс запутаться, или упустить что-то важное из виду, становится намного меньше.
  3. Обратное планирование позволяет эффективно концентрироваться на выполнении действий, ориентированных на достижение цели.
  4. При обратном планировании уменьшается неопределенность.

А теперь давайте посмотрим как работает обратное планирование процесса работы

Шаг 1 — Цель

Нас никак не сбить с пути, нам пофигу куда идти. Народная мудрость шутка

Буду банален. Но любое планирование начинается с определения цели. Нам нужно выстроить конкретный процесс работы, а для этого нужно понимать, зачем работа выполняется.

Любое действие должно иметь, и скорее всего имеет, какую-то цель. Даже если вы ничего не делаете и просто бездельничаете, тут есть определенная цель. Отдых и получение удовольствия это тоже очень даже цели.

Цель может быть простой, или разветвленной и состоять из последовательности, или целого дерева целей.

Для примера остановимся на простой цели — подготовить отчет о продажах. Достаточно ли этого определения цели? Скорее всего нет. Непонятно когда нужно его выполнить и какие требования к отчету. Поэтому переходим к шагу 2.

Шаг 2 — конкретизируйте цель.

Чтобы обратное планирование процесса работы сработало, цель должна быть понятной с точки зрения сроков достижения и требований.

Поэтому, цель — подготовить отчет по продажам к пятнице. Требования к отчету:

  • Отчет должен включать в себя данные по продажам в натуральном (штуках) и финансовом выражении.
  • Отчет должен охватывать все продукты, которые мы продаем
  • Горизонт отчета — 1 месяц, январь этого года
  • Шаг отчета — 1 день
  • В отчете должны быть видны пики продаж и их причины
  • Формат отчета — электронный документ Excel

Пожалуй достаточно

Шаг 3 — составьте список событий в обратном порядке

Событие — это результат выполнения задачи. Т.е. фактически, вы еще планируете и задачи для достижения цели. Обратный порядок означает то, что события необходимо расписывать в том порядке, как они происходят от конца, т.е. цели, к началу, т.е. тому, где вы находитесь сейчас.

Наш пример:

  • Отчет принят руководителем
  • Отчет отправлен руководителю
  • Отчет проверен перед отправкой
  • Данные занесены в форму
  • Данные обработаны
  • Данные получены
  • Готова форма отчета
  • Запрос данных отправлен
  • Получены контакты сотрудников для запроса данных
  • Понятно у кого можно получить данные
  • Готов список данных и требований к ним

Шаг 4 — список задач

Вот теперь можно составить список задач, который необходимо выполнить для того, чтобы события стали реальностью, а цель стала достигнута.

Для этого, проще всего, задать вопрос «Что нужно сделать, чтобы … (название события) произошло?».

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, вы составите список конкретных дел, которые приведут к цели.

В нашем случае, список задач будет выглядеть следующим образом:

  • Спросить у руководителя, принят ли отчет.
  • Отправить отчет по электронной почте
  • Проверить отчет перед отправкой
  • Внести данные в форму отчета
  • Подготовить данные для занесения в форму
  • Проконтролировать предоставление данных в установленный срок
  • Подготовить форму отчета
  • Отправить запрос данных ответственным сотрудникам
  • Получить список сотрудников, которые могут предоставить данные и их контакты
  • Узнать у Х у кого можно получить данные
  • Подготовить список необходимых данных и требований к ним

В принципе, на этом можно было бы остановиться, но для более сложных задач, я бы рекомендовал выполнить еще один шаг.

Шаг 5 — проверьте ключевые факторы успеха.

Несмотря на «громкое» название, ключевые факторы успеха в данном разрезе, это весьма просто.

Смысл в том, чтобы понять — какие факторы важны для выполнения каждой задачи. Как правило, к таким факторам относится наличие тех или иных ресурсов: время, информация, материалы, деньги и т.д.

Кроме того, выполнение некоторых задач из списка, само по себе обеспечивает факторы успеха и критично для дальнейших действий. Например вы не можете внести данные в форму, до тех пор, пока эти самые данные не получите. Так что «наличие данных» является ключевым фактором успеха.

Обратное планирование процесса работы
Обратное планирование процесса работы

Планирование процесса работы в соответствии с обратным подходом, применимо для любой сложности и иерархии целей и задач. Главное соблюдать порядок и принципы:

  1. Сначала поставьте цель и все планирование выстраивайте в обратном порядке — от цели к текущему положению.
  2. Для детализации и проверки цепочки задач соблюдайте связку «событие — действие — ключевые факторы успеха»
  3. В очень сложных случаях, рассматривайте задачи как цели и применяйте к ним обратное планирование процесса работы
by Roman Zaytsev

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.